UImage: графическая библиотека для Python (PIL + ImageMagick + Tkinter)
Графическая библиотека UImage для Python 3.8+ (только для Windows) является надстройкой над библиотеками PIL (PILLOW) и ImageMagick. При этом она имеет свой собственный формат файла и дополнительные возможности. Если библиотека PIL отсутствует, то выполняется попытка выполнить операцию с помощью библиотеки ImageMagick.
Следует учитывать, что доступ к файлу magick.exe из библиотеки ImageMagick выполняется напрямую, а не через Wand или биндинг. Это не очень эффективно с точки зрения производительности, но тем не менее работает, позволяя выполнить очень сложные операции на компилируемом языке.
Обзор возможностей библиотеки
Библиотека UImage содержит следующие основные классы:
UMat — описывает матрицу с произвольными значениями;
UImage — класс цветного изображения с 4-я каналами RGBA (int от 0 до 255);
UImageRGB — класс цветного изображения с 3-я каналами RGB (int от 0 до 255);
UImageGray — класс изображения в оттенках серого с одним каналом (int от 0 до 255).
Для каждого класса изображения существует свой класс обработки (в конец названия класса изображения добавляется фрагмент Change) и свой класс рисования (в конец названия класса изображения добавляется фрагмент DrawPIL). Например, выполнить преобразование изображения класса UImageRGB можно с помощью методов из класса UImageRGBChange, а нарисовать что-либо можно с помощью методов класса UImageRGBDrawPIL. Фрагмент PIL в конце названия класса рисования говорит о том, что рисование выполняется с помощью библиотеки PIL (PILLOW).
Пример загрузки изображения из файла, выполнения поворота изображения на 90 градусов и сохранения изображения в файл:
from unicross_image.uimagergb import UImageRGB
from unicross_image.uimagergbchange import UImageRGBChange
img = UImageRGB.load("foto.jpg")
if img:
img = UImageRGBChange.rotate_90(img)
if img:
if img.save("foto2.jpg"):
print("Изображение успешно сохранено")
else:
print("Не удалось сохранить изображение")
else:
print("Не удалось повернуть изображение")
else:
print("Не удалось загрузить изображение")
Пример создания нового изображения красного цвета с размерами 300x200px и сохранения его в файл в формате PNG:
from unicross_image.ucolor import UColor
from unicross_image.uimagergb import UImageRGB
img = UImageRGB(300, 200, UColor("красный"))
print(img.get_width()) # 300
print(img.get_height()) # 200
print(img.get_num_channels()) # 3
print(img.get_arr_len()) # 180000
img.save("foto2.png")
Характерной особенностью библиотеки является хранение значений матрицы в одномерном списке и возможность непосредственного доступа к этому списку:
from unicross_image.ucolor import UColor
from unicross_image.uimagergb import UImageRGB
img = UImageRGB(3, 2, UColor("красный"))
print(img.arr)
# [255, 0, 0, 255, 0, 0, 255, 0, 0, 255, 0, 0, 255, 0, 0,
# 255, 0, 0]
# Проверка валидности
if img.is_valid():
# Перебор
for item in img.arr:
print(item)
# Изменение
r, g, b = 0, 128, 255
for i in range(0, img.get_arr_len(), img.get_num_channels()):
img.arr[i] = r
img.arr[i + 1] = g
img.arr[i + 2] = b
print(img.arr)
# [0, 128, 255, 0, 128, 255, 0, 128, 255, 0, 128, 255, 0, 128, 255,
# 0, 128, 255]
Можно использовать уже существующий список для создания объекта:
from unicross_image.uimagergb import UImageRGB
arr = [255, 0, 0, 255, 0, 0, 255, 0, 0, 255, 0, 0, 255, 0, 0,
255, 0, 0]
img = UImageRGB(3, 2, create_arr=False)
img.arr = arr
print(img.is_valid()) # False
img.update_arr_len() # Обновление данных
print(img.is_valid()) # True
print(img.arr)
# [255, 0, 0, 255, 0, 0, 255, 0, 0, 255, 0, 0, 255, 0, 0,
# 255, 0, 0]
В любой момент времени можно преобразовать объект одного класса в объект другого класса:
from unicross_image.ucolor import UColor
from unicross_image.uimage import UImage
from unicross_image.uimagergb import UImageRGB
img = UImageRGB(300, 200, UColor("красный"))
print(img.get_num_channels()) # 3
# Преобразование в оттенки серого
img_gray = img.get_uimagegray()
print(img_gray.get_num_channels()) # 1
# Добавление альфа-канала
img_rgba = UImage.from_uimagergb(img, opacity=128)
print(img_rgba.get_num_channels()) # 4
Стандартные классы позволяют работать только с целочисленными значениями. Для значений другого типа предназначен класс UMat. Например, можно преобразовать объект изображения в матрицу с вещественными значениями, выполнить какие-либо операции, а затем обратно преобразовать матрицу в объект изображения:
from unicross_image.ucolor import UColor
from unicross_image.uimagergb import UImageRGB
img = UImageRGB(2, 2, UColor(255, 0, 0))
print(img.arr)
# [255, 0, 0, 255, 0, 0, 255, 0, 0, 255, 0, 0]
m = img.get_umat_64f()
print(m.arr)
# [1.0, 0.0, 0.0, 1.0, 0.0, 0.0, 1.0, 0.0, 0.0, 1.0, 0.0, 0.0]
img = UImageRGB.from_umat_64f(m)
print(img.arr)
# [255, 0, 0, 255, 0, 0, 255, 0, 0, 255, 0, 0]
Использование PIL (PILLOW) в программе на Python
Графическая библиотека UImage тесно связана с библиотекой PIL (PILLOW). Загрузка изображений из файлов стандартных форматов, сохранение в файл, а также выполнение различных преобразований в основном выполняется средствами библиотеки PIL. Эти операции можно выполнить и с помощью библиотеки ImageMagick, но вот рисование и вывод текста возможны только при условии доступности библиотеки PIL. В любой момент времени имеется возможность преобразования объектов из разных библиотек:
from PIL import Image
from unicross_image.uimagergb import UImageRGB
img = Image.open("foto.jpg")
print(img.size) # (500, 333)
img2 = UImageRGB.from_pil_image(img)
print(img2.get_size()) # USize(width=500, height=333)
img3 = img2.get_pil_image()
print(img3.size) # (500, 333)
Использование ImageMagick в программе на Python
Если библиотека PIL недоступна, то автоматически вызывается метод, выполняющий аналогичную операцию с помощью библиотеки ImageMagick. Если библиотека ImageMagick также недоступна, то метод вернет значение None. Можно сразу вызвать метод, выполняющий операцию с помощью библиотеки ImageMagick. В названиях таких методов последним будет фрагмент "_im". Выполним все операции только с помощью библиотеки ImageMagick:
from unicross_image.uimagergb import UImageRGB
from unicross_image.uimagergbchange import UImageRGBChange
img = UImageRGB.load_im("foto.jpg")
if img:
img = UImageRGBChange.rotate_90_im(img)
if img:
if img.save_im("foto2.jpg"):
print("Изображение успешно сохранено")
else:
print("Не удалось сохранить изображение")
else:
print("Не удалось повернуть изображение")
else:
print("Не удалось загрузить изображение")
Форматы файлов UImage и PPM
На самом деле стандартные классы библиотеки UImage могут работать и без библиотек PIL и ImageMagick. Просто станет нельзя загрузить изображение из стандартных графических форматов и сохранить изображение в этих форматах. Но остается возможность использовать форматы без сжатия, например, формат PPM, а также собственный формат библиотеки .uimage:
from unicross_image.uimagergb import UImageRGB
# Загрузка PPM
img = UImageRGB.load_ppm_p6("foto.ppm")
if img:
print(img.get_size()) # USize(width=500, height=333)
# Сохранение PPM
img.save_ppm_p6("foto2.ppm")
# Сохранение .uimage
img.save_uimage_rgb("foto.uimage")
else:
print("Не удалось загрузить изображение")
# Загрузка .uimage
img = UImageRGB.load_uimage("foto.uimage")
if img:
print(img.get_size()) # USize(width=500, height=333)
else:
print("Не удалось загрузить изображение")
Формат файла определяется по расширению файла, поэтому можно просто использовать методы load() и save() без явного указания типа файла:
from unicross_image.uimagergb import UImageRGB
# Загрузка PPM
img = UImageRGB.load("foto.ppm")
if img:
print(img.get_size()) # USize(width=500, height=333)
# Сохранение PPM
img.save("foto2.ppm")
# Сохранение .uimage
img.save("foto.uimage")
else:
print("Не удалось загрузить изображение")
# Загрузка .uimage
img = UImageRGB.load("foto.uimage")
if img:
print(img.get_size()) # USize(width=500, height=333)
else:
print("Не удалось загрузить изображение")
Взаимодействие с Tkinter и объектом PhotoImage
Графическая библиотека UImage тесно связана также с библиотекой Tkinter. Для этого предназначен класс UHelperTk. Отобразим изображение в компоненте Canvas:
from unicross_image.uimagergb import UImageRGB
from unicross_image.uhelper_tk import UHelperTk
from tkinter import *
root = Tk()
root.title("Взаимодействие с Tkinter и объектом PhotoImage")
root.geometry("700x450")
canvas = Canvas(bg="white", width=600, height=400)
canvas.pack(anchor=CENTER, expand=1)
img = UImageRGB.load("foto.jpg")
# Преобразование в PhotoImage
img2 = UHelperTk.uimage_to_photoimage(img)
canvas.create_image(10, 10, anchor=NW, image=img2)
root.mainloop()
Кстати, если библиотеки PIL и ImageMagick недоступны, то можно загрузить изображение из стандартных графических форматов с помощью объекта PhotoImage из библиотеки Tkinter. В классе UHelperTk для этой цели предусмотрены специальные методы.
Взаимодействие с библиотекой NumPy
С помощью класса UHelperNP можно преобразовать объект изображения в массив NumPy, а также выполнить обратное преобразование:
from unicross_image.ucolor import UColor
from unicross_image.uimagergb import UImageRGB
from unicross_image.uhelper_np import UHelperNP
img = UImageRGB(3, 2, UColor(255, 0, 0))
# Преобразование UImageRGB в массив NumPy
arr = UHelperNP.uimage_to_npimage(img)
print(arr.shape) # (2, 3, 3)
print(arr.dtype) # uint8
print(arr)
# [[[255 0 0]
# [255 0 0]
# [255 0 0]]
#
# [[255 0 0]
# [255 0 0]
# [255 0 0]]]
# Преобразование массива NumPy в UImageRGB
img2 = UHelperNP.npimage_to_uimage(arr)
print(img2) # UImageRGB(width=3, height=2)
Класс UHelperNP содержит также методы для выполнения различных преобразований для изображений в оттенках серого. например, можно повернуть изображение на угол кратный 90 градусам, зеркально отразить по горизонтали или вертикали, обрезать, вставить одно изображение в другое, добавить рамку или паддинг и др.
Модули библиотеки UImage
Библиотека UImage поставляется в виде пакета unicross_image. Если программа расположена рядом с каталогом библиотеки, то подключение модуля из пакета и импорт класса выполняются примерно так:
from unicross_image.uimagergb import UImageRGB
Если программа расположена в другом месте, то предварительно нужно прописать путь к библиотеке в пути поиска модулей:
import sys
sys.path.append(r"D:\UImage")
from unicross_image.uimagergb import UImageRGB
Библиотека UImage должна быть расположена в каталоге, запись в который не требует прав администратора. Иначе работа с библиотекой ImageMagick станет невозможной, т. к. взаимодействие выполняется через файловую систему. Еще раз. Нельзя размещать библиотеку в системных папках!
Внутри пакета unicross_image расположены следующие модули:
ucolor.py — вспомогательный модуль для работы с цветом. Содержит следующие идентификаторы:
- класс
UColor для хранения цвета RGBA (значения от 0 до 255);
- объекты
URGBA и URGB;
- словарь
COLOR_NAMES со списком всех поддерживаемых названий цветов;
uhelper.py — вспомогательный модуль, содержащий следующие идентификаторы:
- класс
UPoint описывает координаты точки (тип int) в двумерном пространстве;
- класс
UPointF описывает координаты точки (тип float) в двумерном пространстве;
- класс
USize описывает размеры прямоугольной области (тип int);
- класс
USizeF описывает размеры прямоугольной области (тип float);
- класс
URect описывает координаты и размеры (тип int) прямоугольной области;
uhelper_pil.py — содержит класс UHelperPIL, предназначенный для выполнения загрузки и сохранения файла .uimage для библиотеки PIL;
uhelper_tk.py — содержит класс UHelperTk, предназначенный для выполнения преобразований между UImage и Tk PhotoImage;
uhelper_np.py — содержит класс UHelperNP, предназначенный для выполнения преобразований с помощью библиотеки NumPy;
uimage.py — содержит класс UImage, предназначенный для хранения цветного изображения с 4-я каналами RGBA (int от 0 до 255);
uimagechange.py — содержит класс UImageChange, предназначенный для выполнения преобразований UImage (средствами PIL или ImageMagick и без). Почти все методы принимают объект UImage и возвращают копию преобразованного объекта UImage или None;
uimagergb.py — содержит класс UImageRGB, предназначенный для хранения цветного изображения с 3-я каналами RGB (int от 0 до 255);
uimagergbchange.py — содержит класс UImageRGBChange, предназначенный для выполнения преобразований UImageRGB (средствами PIL или ImageMagick и без). Почти все методы принимают объект UImageRGB и возвращают копию преобразованного объекта UImageRGB или None;
uimagegray.py — содержит следующие идентификаторы:
- класс
UImageGray, предназначенный для хранения изображения в оттенках серого с одним каналом (int от 0 до 255);
- класс
UImageBW, предназначенный для хранения черно-белого изображения с одним каналом (тип bool);
uimagegraychange.py — содержит класс UImageGrayChange, предназначенный для выполнения преобразований UImageGray (средствами PIL или ImageMagick и без). Почти все методы принимают объект UImageGray и возвращают копию преобразованного объекта UImageGray или None;
uimagedraw.py — модуль для рисования. Содержит следующие идентификаторы:
- класс
UFont, описывающий характеристики шрифта;
- класс
UImageDrawPIL, предназначенный для рисования на UImage средствами PIL;
- класс
UImageRGBDrawPIL, предназначенный для рисования на UImageRGB средствами PIL;
- класс
UImageGrayDrawPIL, предназначенный для рисования на UImageGray средствами PIL;
umat.py — содержит класс двумерной матрицы UMat;
usymb.py — модуль для работы с черно-белыми изображениями символов. Содержит следующие идентификаторы:
- класс
USymb, предназначенный для обработки символа;
- класс
USymbSkeleton, предназначенный для создания скелетона символа;
- класс
USymbKeyPoints, предназначенный для описания ключевых точек скелетона символа.
Как заказать программу?
Стоимость лицензии на использование библиотеки UImage — 10 000 руб.
Библиотека работает только в Windows.
Библиотеки PIL (PILLOW) и ImageMagick в комплект не входят.
Лицензия действует на одно программное обеспечение. Срок действия не ограничен.
Обратите внимание, после оплаты вы получаете лицензию на использование программы, а не эксклюзивные права на нее. Иными словами, программа вам не будет продана, вам будут проданы неэксклюзивные права (лицензия) на использование программы!
Заказать программу